Он мечтал стать летчиком, но не сложилось. Сегодня подполковник запаса Николай Анисимов работает военным репортером белорусского и российского телеканалов, а по призванию - бард. Он невероятно популярен в ВВС на постсоветском пространстве.
- После песни "Я - Як, истребитель" летчики-фронтовики на концертах спрашивали Владимира Высоцкого, в каком авиаполку он служил. Вас тоже считают летчиком. Вы ведь не штурмовали позиции боевиков на Су-25, не ходили "за угол" на бомбардировщиках Ту-95, а пишете песни о полетах "как летчик". Как удается?Николай Анисимов: Как - точно не знаю, но я мечтал стать летчиком с детства. Я военный в пятом поколении, отец служил в Казахстане на полигоне Эмба-5. Все свободное время я проводил на аэродроме: приезжал к ВВП на велосипеде, стоял и смотрел, как самолеты взлетают, махал рукой летчикам. Никаких сомнений, что сам буду летать не было. Ближе к окончанию школы зрение испортилось, и дорога в небо закрылась. Был несказанно расстроен.
В итоге поступил в военно-инженерный вуз, получил вполне земную специальность. Но мечта об авиации сохранилась. Еще в советское время служил в городе Лида Гродненской области, а там - один из старейших наших аэродромов.
Тогда в Лиде базировалась прославленная гвардейская авиадивизия на Су-24, и я, пользуясь служебным положением, проводил много времени на аэродроме. Встретил там одноклассника. В общем, тогда-то и начал писать песни об авиации. Одна из первых "Я - летчик", написал ее в 1991 году. Она до сих пор у меня одна из самых популярных.
- На авиафоруме прочитал интересный пост: "Услышал песню "Я - летчик" и вернулся в авиацию. Спасибо!". Знаете подробности этой истории?Николай Анисимов: Этой не знаю, но мне пишут, благодарят: да, кто-то вернулся в авиацию. Но чаще благодаря моим песням мальчишки идут в авиацию. Удивительно вообще. Мне прислали видео - 3-летние малыши поют мою "Грачи прилетели" ("Грач" - штурмовик Су-25, по кодификации НАТО: Frogfoot. - Авт.), трогательно аккомпанируя на кастрюльках. И у них там такие серьезные глазки.
Недавно у меня был сольный концерт в "Гнезде глухаря", туда многие пришли с детьми. Пою на сцене и вижу: ребенок, где-то лет шести, подпевает. Причем хорошо, знает текст наизусть, и даже тех песен, которых еще и на дисках нет - я только в Интернете их выложил.
- А пишут письма мальчишки из Беларуси или из России?Николай Анисимов: Из России. Я как-то больше в России и времени провожу и, наверное, больше тут известен. В Беларуси среди летчиков, конечно, меня знают, но у нас всего 4 авиабазы.
- Кстати, насчет "Грачи прилетели". В песне вы, на удивление обстоятельно, раскрываете тактику боевого применения. Наставление по производству полетов проштудировали?Николай Анисимов: Вот и один наш белорусский генерал, он летает в том числе и на Су-25, примерно то же мне сказал. За рюмкой чаю. Я ему спел "Грачи прилетели", тогда эта песня была новая, он говорит: "Я тут голову ломаю, как нам расписать тактику боевого применения правильно, а у тебя она вся в песне".
А еще мне ребята из ВВС Абхазии говорили, что у них перед полетом слушают мои песни. Такая вот предполетная подготовка.
Откуда такие песни? Читаю, общаюсь с летчиками. Иногда есть ощущение, что это откуда-то сверху приходит, там ребята мне подсказывают.
Кроме того, неоднократно приходилось и приходится летать на различных типах самолетов и вертолетов. Разумеется не в качестве пилота, но и не пассажиром. Меня берут на борт не в качестве "контрабанды". В воздух поднимаюсь с видеокамерой для съемки сюжетов военных программ. Либо с гитарой, когда везут куда-нибудь на концерт. Доводилось летать в учебно-боевой спарке МиГ-29 на пилотаж. Врать не буду - очень тяжело физически. Горжусь тем, что с официального разрешения главкома летал над Красной площадью: и на параде неоднократно, и на тренировках - на вертолетах Ми-24 и на Ми-8.
- А на воспетых "Грачах"?Николай Анисимов: Как-то не получается. Хотя у нас в Лиде они стоят. Но как-то все дозволения сверху нет. В советское время в одном из авиационных гарнизонов случай был: командир авиаполка любимую повариху прокатил на истребителе, и его на следующий день уволили. Ну, конечно, я не повар (смеется). Но во всем важно не переходить черту.